Помимо индивидуального формата работы я также работаю в групповом.
Групповая терапия — это формат психотерапии, где взаимодействие строится не в индивидуальном формате: клиент — терапевт, а в групповом.
В процессе групповой психотерапии участвуют несколько людей и психотерапевт.
Групповая терапия отличается от индивидуальной не только количеством участников, но главное — самим процессом.
Общаясь в группе, люди неизбежно входят в те или иные поведенческие паттерны и способы коммуникации, повторять их из реальной жизни.
Терапевт может помочь участниками увидеть эти паттерны и измерить их.
Опыт, полученный в группе может изменить реальные паттерны поведения в жизни, ведь это новые способы взаимодействия с социумом.
Сейчас открыт набор на мою группу: «Вселенная на пороге дома»
Оставите заявку, я перезвоню Вам для уточнения удобной даты и времени проведения консультации
Оставите заявку, я свяжусь с Вами для уточнения подробностей
Оставите заявку, я перезвоню Вам для уточнения удобного времени проведения следующей Игры
Вы можете задать мне свой вопрос и в течение 1-3 дней я отвечу Вам на e-mail
Я перезвоню Вам, для уточнения даты
и времени проведения консультации
Я перезвоню Вам, для уточнения даты
и времени проведения игры
В ближайшее время я постараюсь подробно
ответить на Ваш вопрос
Порой каждый человек чувствует, что в его жизни наступил такой период, когда нужно что-то менять.
И хорошо, если он четко осознает, что менять и как.
Однако, бывают случаи, когда ощущение необходимости перемен есть, а что делать не понятно. Или же не понятно, как добиться желаемого результата. Или, например, просто нет сил — ни моральных не физических для того, чтобы «взять себя в руки» и начать менять свою жизнь.
Я могу помочь Вам в том случае, если:
Процесс психотерапии можно сравнить с путешествием.
В любом путешествии могут быть цели, преграды и их совладение с ними.
У каждого из нас есть определённый «багаж» опыта, с которым он оказывается в точке начала психотерапии.
Чувства и эмоции как правило являются «верхушкой айсберга». Под ними могут находиться ограничивающиеся убеждения, блокировки, иррациональные страхи и многие другие защитные структуры.
Ещё глубже находится ядро личности.
При незнании себя эти уровни недоступны для влияния, человек оказывается словно захваченным их воздействиями, он как будто не управляет своими чувствами, мыслями и своей жизнью в целом.
Я как психолог готова стать вашим бережным проводником в путешествии к себе и своим целям.
В этом путешествии к вы сможете научиться видеть и чувствовать многие «уровни» вашего психологического айсберга.
Вы научитесь делать внутренние преграды своими помощниками и сможете взаимодействовать с ними, осознанно выстраивая баланс своей жизни.
Семейный психолог, работая с семьей помогает и ребенку, но делает это комплексно и с долгосрочным эффектом.
Происходящие с ребенком «проблемы» — это симптомы, заявление ребенка о том, что в семейной системе что-то происходит. Реакции на этот симптом родителей могут непосредственным образом влиять на него, либо усиливая симптом, либо сводя на нет. Если психолог будет работать с одним ребенком, то ребёнок, попадая обратно в семейную систему, возвратится к прежним способам взаимодействия с родителями.
Ребенок перенимает модели взаимодействия от родителей.
Увидев место симптома ребёнка в семейной системе, осознав вклад каждого члена семьи в эту динамику, а также научившись выражать свои эмоции, в том числе негативные супруги учатся новому конструктивному взаимодействию, что в свою очередь, освобождает детей от проявления симптома.
Для меня главными критериями такого выбора являются в первую очередь — эмоциональные и лично значимые критерии.
Что я понимаю под лично значимыми.
Для каждого из нас важно что-то своё.
Например, для кого-то пол терапевта и его возраст не имеет никакого значения, важно лишь образование. А для кого-то возраст, пол и даже внешность — первостепенные критерии.
Поэтому мне видится полезным сперва обозначить себе список «от ума».
Что важно именно вам:
Второй критерий — эмоциональный. Я бы назвала его списком «от сердца»:)
По нему сложнее составить список, но тоже можно,
Например:
И так далее, у каждого эти критерии свои.
Тогда придя уже на первую встречу — знакомство можно сверяться со своими списками, ощущениями и внутри обязательно появится ответ — да, с этим специалистом, с этим человеком хочется делать следующий шаг. Или же нет.
Но имея представление о том, что важно для себя гораздо больше шансов найти «своего» психолога.
Сейчас психология становится очень популярным направлением. И часто психологами называют себя люди, окончившие экспресс курс в интернете.
Нужна ли «база» или нет — решать каждому. выбирая своего специалиста.
Для меня как для клиента и как для психолога важно понимать, что специалист, называющий себя психологом имеет в этой сфере глубокую подготовку и больший практический опыт, а не просто идёт в работу с психикой потому что «так чувствует»
Моя профессиональная «база» — это
Помимо этого я постоянно нахожусь в процессе образования, супервизии и личной терапии, потому как профессия психолога — динамичная и развивающаяся.
Семейный психолог – это специалист, работающий как индивидуально с клиентом, так и с любым составом семьи.
Приведу пример из своей практики.
На прием приходит мама мальчика 6 лет, который агрессивно себя ведет со сверстниками. Это достаточно распространенный запрос на психологическую работу от родителей как с дошкольников, так и со школьников.
Если размышлять только о причинах агрессии и фокусироваться лишь на ней, агрессия будет обозначаться как недуг, проблемное поведение. В этом случае можно было бы работать в контексте ее отреагирования. Метод весьма классический, но не всегда глубокий. Я как системный семейный психолог смотрю не только на симптом, а шире — на всю семейную систему.
И вот почему.
Ребенок, даже отреагировав свою агрессию, снова возвращается в привычную среду (социум и семью), где ничего не поменялось. А любая система (опять же – семья и социум) будет оказывать на ребенка прежнее влияние, что будет способствовать увеличению риска возвращения к прежним паттернам поведения.
Как психолог я вижу агрессию ребенка не как «проблему» ребенка, которую надо устранить, а как симптом, смысл которого нужно понять.
Зачем этот симптом ребенку?
И, что немаловажно, зачем, для чего он семье?
Остановимся на этом поподробнее.
Итак, на прием пришла мама, которую зовут Анна и рассказала о том, что ее сын, Артем бьет сверстников, задирается. Ей хотелось бы поводить его на «занятия» с психологом, чтобы решить эту проблему.
Я спрашиваю ее о том, как давно ребенок стал агрессивным. Анна отвечает, что это появилось три месяца назад. Я интересуюсь, что произошло в тот период. Мама говорит, что в тот период родился младший братик, но «старший сын очень хорошо к нему относится».
Я продолжаю выяснять ситуацию, а в конце встречи прошу прийти на консультацию в полном составе – с супругом, с старшим сыном и с малышом.
Семья приходит через некоторое время и я задаю вопросы каждому члену семьи о цели их визита, уточняя у Артема, знает ли он, зачем он здесь.
Ответы членов семьи отличаются. Например, задача Анны «решить проблему ребенка», задача папы Артема, Павла – отсидеть этот час («меня попросили – я пришел»), задача Артема – повести этот час так, как сказала мама, а и вовсе малыш живет по своим ритмам.
Опросив членов семьи, я спрашиваю у Анны, каково ей слышать слова супруга о том, что он пришел потому что «его попросили». Она сообщает, что это достаточно обидно, как будто ему неинтересна судьба их сына. Далее я спрашиваю, принято ли у них в семье говорить о чувствах – об обиде, тревоге, злости и других, и как? Анна отвечает, что они скорее замалчивают обиды, а потом они «прорываются».
Я спрашиваю, какой была жизнь их семьи до рождения младшего сына. Павел отвечает, что они с супругой спали в одной комнате, а старший сын в другой, а сейчас, так как малыш часто просыпается ночью, мама решила спать с ним, а папа спит в одной комнате с Артемом. Я уточняю у Артема и Анну, нравятся ли им перемены. Артем сказал, что рад спать не один, но папа храпит. Анна сказала, что это вынужденная временная мера.
Тогда я спрашиваю Анну, как ей кажется, как к этой ситуации относится Павел. Анна удивилась и сказала, что не думала об этом, так как считала нормальным и естественным то, что происходит. Павел горько ухмыляется и замыкается, кидая на супругу многозначительный взгляд. Мне становится понятно, что дальнейшая работа должна происходить без детей, а только с супругами, так как актуализирующиеся темы касаются взрослых — супругов и не касаются детей.
Поэтому на следующую встречу я приглашаю только супругов. В процессе разговора выясняется, что Павел злится на супругу, которая «выселила» его из комнаты. Анна отдалилась от Павла, но старается как можно больше времени проводить с Артемом, зная, как важно не терять контакт с ребенком.
Я размышляю вслух: «Интересно. Три месяца назад в Вашей семье произошли большие перемены – рождение второго ребенка. Это событие изменило некий привычный уклад семьи, Вы разъехались по разным комнатам. Павлу эта ситуация видится дискомфортной, но так как в Вашей семье злость выражать не принято, он не говорит о своих чувствах. В то же время у Артема появляется агрессивное поведение, которое выражается в агрессии к сверстникам – за пределами дома»
Анна удивляется: «Что же получается, что Тема злится вместо папы?»
Я замечаю, что дети часто берут на себя те симптомы, которые уже есть в семье. Агрессируя на сверстников, он, таким образом как будто бессознательно соединяет родителей, которые разъехались по разным комнатам.
Подводя итог этой встречи, я даю Анне и Павлу «домашнее задание» — устроить диалог, в котором каждый из партнеров начинает речь со словами «я хочу, чтобы мы…» и говорит на протяжении 5 минут. Цель этого упражнения – устроить конструктивный диалог с прояснением чувств каждого партнера и их потребностей в паре и в семье.
В том случае, если супруги научатся новым моделям взаимоотношений и смогут говорить о чувствах, детям не нужно будет «брать» на себя симптомы и проблемы, супруги смогут справляться с ними сами.
Разумеется, подобные изменения происходят не сразу, но изменение даже одного элемента системы всегда отражается на остальных элементах.
На первой встрече для меня как для меня как для терапевта очень важно реализовать три задачи.
Первая — это установить контакт Вами, чтобы Вы могли почувствовать:
Это создаётся путём:
Вторая моя задача — узнать базовую информацию о Вас, ту информацию, которая формирует основные социальные круги вокруг Вас и несомненно влияет на неё — это Вы, Ваши социальные роли, Ваше ближайшее окружение, семья.
В эти темы мы не вдаёмся очень подробно на первой встрече в силу как их глубины, так и ограниченности времени, а главное — это не требуется сразу. Многим сложно «с места в карьер» начинать с запроса и сперва есть смысл описать фон, контекст в котором существует этот запрос. Тем же, кому легко сразу о запросе — мы начинаем с него и затем тоже проясняем «фон», контекст.
И третья задача — это моя формулировка первых гипотез, которые рождаются благодаря обсуждению запроса и контекста, которыми, я конечно же делюсь с Вами. В этой обратной связи формируется начало терапии, начало пути, который может быть коротким — всего несколько встреч, а может занимать какую-то весомую часть жизни — этот путь и его длину невозможно спрогнозировать до встречи и до контакта, это понимание может приходить постепенно.
Окончание встречи
В конце встречи я формулирую ее первые итоги и даю домашнее задание — это всегда творческий процесс, я никогда не знаю, что это будет, порой до самого конца встречи, но это всегда что-то индивидуальное и сгенерированное с целью Вашего самостоятельного продолжения работы над обсуждаемым запросом — той работы, которую Вы можете сделать самостоятельно, на которую нужно время, чтобы ее обдумать и побыть с собой, чтобы потом прийти с ее результатами и мыслями/чувствами, которые родились в ее процессе на следующую встречу.
И в завершении я, конечно, спрашиваю о том, как Вы и где Вы сейчас — в каком состоянии, ощущении, мыслях, если Вы готовы поделиться таким завершающим штрихом.
На этом мы завершаем встречу и договариваемся о следующей.
Цели последующих встреч — это сохранение терапевтического контакта и продвижение в Ваш запрос с учетом индивидуальной скорости каждого клиента.
Продвижение осуществляется за счёт обсуждаемых на сессии актуальных вопросов и различных терапевтических методов, в которых мы можем исследовать запрос и двигаться к желаемому результату.
Для эффективной работы и качественных изменений очень важно корректно ставить цели на терапию и на каждую сессию в том числе, чтобы отслеживать динамику. В этом я как психолог, конечно же, буду помогать.
Я рекомендую своим клиентам вести дневник записей в процессе терапии, где после каждой встречи они самостоятельно могут отслеживать: цель встречи, ее тему, затронутые вопросы и итог: то, чем они уходят после.
Этот нехитрый способ рефлексии можно стать замечательным индикатором изменений и динамики терапии.
Если же есть ощущение отсутствия динамики важно рассмотреть этот вопрос с точки зрения:
Я работаю как в краткосрочном формате в формате длительной психотерапии.
Выбор того или иного формата зависит от Ваших предпочтений и от глубины самого запроса.
К примеру, клиентка пришла разобраться с вопросом о том, почему ребенок ее не слушается. Краткосрочная терапия может помочь клиентке увидеть динамику внутри семьи, оказывающую воздействие на эту ситуацию, а также свой вклад во взаимоотношения с ребенком, который влияет на его поведение. Новое видение позволит клиентке изменить определенные паттерны своего поведения или отношение к данной ситуации, что, в свою очередь, повлияет на ее отношения с ребенком.
Это краткосрочный формат терапии, подобная работа подразумевает несколько встреч (около 5-10 встреч)
В случае выбора формата длительной психотерапии, клиентка из предыдущего примера может не ограничиваться одним запросом, а идти дальше, разбираясь, к примеру, со своими страхами на тему непослушания ребенка, своими отношениями в родительской семье, своими убеждениями и идеями, вынесенными из них и влияющими на ее материнство; выходить на более глубокие уровни — уровни ценностей, смыслов. У этого формата нет ограничений по количеству встреч.
В каждом человеке присутствуют две силы — желание решить проблему (стремление к развитию) и противостояние ее решению (стремление к гомеостазу). Зачастую эти две противоречащие друг другу силы становятся препятствием в работе с психологом.
Как можно заметить проявления этого противостояния?
В процессе совместной работы с психологом клиент в различные этапы терапии может ощутить совершенно разные чувства — от любви до ярости и ненависти. Эти явления нормальны и являются знаком положительной динамики терапии — о том, что чувства проявляются и с ними можно работать.
Одним из наиболее ярких показателей продвижения работы является внезапно появившееся нежелание продолжать работу, обесценивание процесса психотерапии и «странные» препятствия, мешающие продолжению работы (например, сломался каблук по дороге к психологу, внезапно приехала тетя из далекого города N, заболел любимый питомец).
Это явление называется сопротивлением.
Сопротивление — это защита психики от эмоционально-тяжелого (негативного) воздействия.
Как правило оно возникает в моментах, где затрагивается зона комфорта человека.
Наиболее вероятные причины сопротивления:
При возникновении чувства «не могу, не хочу, не буду» самое простое — выйти из терапии и остаться в зоне комфорта. Продолжить терапию, преодолев сопротивление — это значительный шаг, неизменно векующий за собой положительную динамику.
Понять, сопротивление ли это или в терапии что-то идёт не так можно в обсуждении этого процесса с терапевтом. Все дискомфортный чувства, мысли, ощущения обязательно можно и нужно «приносить» в терапию.
В совместим диалоге с терапевтом станет понятно, что происходит и «здоровый» ли это дискомфорт от нормального сопротивления или некая боль от чего-то деструктивного в самой терапии.
Профессиональные психотерапевты и психологи обязательно проходят личную терапию и супервизор, чтобы исключать дисфункциональное течение психотерапевтического процесса и помочь клиенту бережно и эффективно пройти этап сопротивления и выйти на новый уровень терапии.
Как правило, изменения, происходящие в психике, дадут о себе знать различными проявлениями в обычной жизни.
В первую очередь, это могут быть «новые» чувства, ощущения.
Большее чувство безопасности в своей жизни.
Открывшийся заново или впервые больший спектр возможностей и выборов.
Новые мысли. Важный критерий движущейся работы психики является мысль: «раньше я так не думал(а)».
Также, признаком динамики может быть, например, исчезновение психосоматического симптома, который имел место быть до начала психотерапии.
Важным показателем изменений будет также являться изменение поведения значимых людей либо жизненных обстоятельств в лучшую сторону.
Для достижения устойчивого результата рекомендуется не прерывать терапию с началом положительных изменений, а дождаться стабильного периода.
Информация о конфиденциальности и других важных моментах взаимодействия между психологом и клиентом, которых я придерживаюсь содержится в соглашении
Если у вас возник дополнительный вопрос, напишите мне, пожалуйста на почту или в телеграм и я вам обязательно отвечу.
Миф 1
Психологи «проработанные» и у них нет психологических проблем.
Реальность: психологи действительно обладают знаниями и инструментарием для работы с психикой, но есть темы и области в которые невозможно «влезть», будучи по ту сторону от реальности — находясь в самой картине сложно видеть ее со стороны. Кроме того, психика не имеет границ, где можно остановиться узнавать себя. Это живой процесс, сопровождающий человека всю его жизнь.
Миф 2
Психологу не нужно ходить к психологу, он же сам психолог!
Реальность: именно для того, чтобы быть эффективным психологом психологу необходимо регулярно проходить личную терапию, чтобы не «увязать» в историях клиентов и не окунаться в их картины и их реальности с головой, а видеть их со стороны.
Миф 3
Как общаться с психологом в реальной жизни?! Он же будет читать меня насквозь!
Реальность: психологическая работа — такая же работа, как и многие другие. Она связана с полным погружением в вопрос клиента и применение всех своих профессиональных знаний. Это интеллектуальный и очень энергозатратный труд, который не включается «автоматически» и безоплатно, «просто так»:) Психолог работает в рабочее время, а в нерабочее он может быть обычным человеком. Женщиной, подругой, любительницей собак и закатов и так далее.