× Обо мне Услуги Вопросы Новости Статьи Контакты

Методы работы

Арт-терапия в работе семейного психолога

Арт-терапия – это терапия творчеством.

Что стоит за эти выражением и как творчество может помогать в психологической работе с детьми?

Зачастую, детям (как и взрослым) сложно выразить свои чувства и мысли словами. У детей это происходит в силу особенностей мышления, накладывающих ограничения на способность осознавать и дифференцировать свои чувства, а также в силу эмоциональных, психологических зажимов, блоков. Многие дети стесняются на приеме у незнакомого человека, что, конечно препятствует разговору «по душам».

Тропу к юной душе ребенка знает арт-терапия.

Арт-терапия – это все, из чего можно что-то создать. Это и краски с кистями, и пластилин, и аппликация, вырезки из журналов, это и листья деревьев и камушки, и лоскуты ткани, и игрушки – это все, что способно ожить в руках человека, когда он вдыхает в них жизнь.

Дети живут играя. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-игровая, но и дальше, с взрослением, тяга к игре не проходит, так творчество, созидание приносят радостные чувства, заряжают энергией и помогают справиться с переживаниями.

Каким же образом работает арт-терапия?

Ребенок может принести любые свои материалы или воспользоваться теми, что есть у психолога. Начинать разговор можно уже в творческом процессе. Психолог может предложить ребенку познакомится уже на листе бумаги (нарисовав свой автопортрет, к примеру, в то время как ребенок нарисует свой)

Темы для творчества могут быть разными. Вовсе не обязательно рисовать «страх» если родители привели ребенка, который боится, например, темноты —  с целью побороть этот страх. 

Ребенок может быть не готов сразу идти в эту тему. Но он может несколько встреч строить домик. И рисовать деревья. Лишь при аккуратном расспросе можно будет понять, что домик символизирует укрытие, а лес – страх. Поняв это, психолог может предложить повзаимодействовать с образом леса, например, нарисовав там зверюшек, солнышко на небе. Ребенок может придумать что-то свое.

Смысл этого упражнения в том, что ребенок начинает работать со своим страхом, неосознанно меняя пугающий образ. Важно, что это происходит не путем обращения к рациональной части: «не бойся, в темноте нет ничего страшного», а путем путешествия в самую гущу страха, идя туда  аккуратно, осматриваясь и находя ресурсы для адаптации.

В процессе творчества ребенок может прожить, нарисовать, слепить, склеить, построить образ, символизирующий те свои чувства, о которых сказать нельзя, не хочется или просто пока «не умеется». Этот образ может быть основой для дальнейшей работы.

Часто бывает так, что слепленный ребенком «монстрик» злости и построенный для него дом решают проблему школьной агрессии без прямого обсуждения ее с ребенком.

Арт-терапия работает с чувствами, образами, телом, руками – она работает напрямую с душой, и дети очень хорошо откликаются на эту творческую, глубоко терапевтическую и очень увлекательную игру.

Метод сказкотерапии в работе семейного психолога

Что такое сказкотерапия и как работает этот метод?

Сказкотерапия – это направление психотерапевтической работы, эффективное в работе как со взрослыми, так и, особенно, с детьми. Этот метод подразумевает работу с историями, сказками, мифами, легендами, стихотворениями и другими литературными жанрами.

 Ее суть заключается в том, что погружаясь в пространство, в сюжет сказочной истории, слушающий (взрослый или ребенок) так или иначе олицетворяет себя с персонажами сказки, встает на сторону кого-то из них, кому-то сопереживает, на кого-то злится, проявляет чувства. Эти чувства легче выражать, потому что они как будто бы не про свою личную историю.  В случае с детьми этот метод является одим из наиболее актуальных возрастным особенностям – дошкольникам он подойдет в силу ведущей игровой деятельности, школьникам будет актуален и интересен в силу развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Дошкольнику может быть сложно ответить на абстрактный вопрос о том, какая у него семья. Но он с легкостью присоединиться к сказке о трех мишках (или зайцах, или любых других любимых ему героях и даже расскажет о них собственную сказку)

Момент включения ребенка в рассказывание сказки очень диагностичен и вместе с тем — терапевтичен.

Диагностичен он потому как психолог может оценить, кто из персонажей симпатичен ребенку, а кто нет, что именно он рассказывает, как объясняет те или иные явления, поступки героев, к какому финалу истории приходит.

Для психолога этот материал представляет  богатейшее поле для анализа и дальнейшей работы.

Терапевтический же эффект достигается за счет проговаривания различных чувств и переживаний, что само по себе уже может быть решением проблемы для ребенка.

Как именно проходит процесс сказкотерапии?

Психолог знакомится с ребенком или с семьей (если на прием пришла семья)

Далее возможно несколько вариантов работы со сказкой – работа с готовым материалом или создание собственных историй.

  • В случае работы с готовым материалом, психолог зачитывает ребенку готовую историю (истории, специально разработанные сказкотерапевтами под тот или иной запрос), после чего идет обсуждение сказки  с ребенком, прояснение его мнения, его отношения к сюжету и героям.
  • В случае создания собственных историй психолог расспрашивает ребенка о том, нравятся ли ему сказки. И если у него есть любимые, то расспрашивает и о любимых персонажах. Далее психолог предлагает ребенку попробовать рассказать любимую сказку так, как еще никто не делал. Если любимой сказки у ребенка  нет, психолог может предложить придумать свою.  Если же ребенок стесняется, психолог может начать сам, используя нейтральные сюжеты для основы повествования. Ребенок включается в процесс, психолог задает наводящие вопросы, помогающие рассказчику. Задача психолога – определить проблему, беспокоящую ребенка и помочь ему в метафорической форме (через персонажа) найти ресурс, поддержку, обратить внимание на помощь от значимых взрослых извне.

С какими темами может работать сказкотерапия:

Спектр тем очень обширен: злость, агрессия, дезадаптация, ревность к братьям-сестрам, тревоги, страхи, развод родителей, утрата…  Сказкотерапия является очень глубоким методом, способным работать со сложными темами, но вместе с тем и очень мягким, метафоричным методом, где ребенок может находить ответы и получать поддержку и ресурсы, будучи при этом абсолютно свободным в проявлении своего творческого потенциала.

Работа с метафорическими ассоциативными картами

Что такое метафорические ассоциативные карты? (МАК)

МАК карты — это увлекательный и очень интересный способ самопознания.

Карты представляют собой различные образы (например, как на данной фотографии — образы из жизни одного племени туземцев). 

Это также могут быть любые тематические образы: женские, мужские, архетипические, портретные, образы животных, природных явлений, абстрактные образы и так далее.

Как можно работать с картами

Есть множество способов работы с картами. Основной принцип здесь: ориентир на те ассоциации, которые придут тому, кто смотрит на карту. 

Например, такая ситуация из практики. Девушка, которая запуталась в своей жизненной ситуации. 

Психолог может предложить выбрать ей карту-подсказку. С вопросом: что мне может помочь разобраться с ситуацией. 

Девушка тянет карту, и видит на ней, например, образ птицы в клетке.

«Это про меня», — может сказать клиентка. Тогда психолог будет спрашивать о том, что она видит на этой карте. Про что образ птицы, клетки. Например, девушка может сказать, что птица — это про свободу, которой ей не хватает. Тогда можно размышлять, как в формате образа, птица может получить эту свободу. Тут клиентка может заметить, что на карте клетка изображена приоткрытой. «Она может просто вылететь тогда, когда будет готовой… Она не знала, что клетка открыта». Тогда психолог спросит, похоже ли эта ситуация на то, что происходит в ее жизни?

Каждый образ — индивидуален. Разные люди увидят в одной и той же карте совершенно разное. Это происходит благодаря психологическому механизму — проекции. Мы бессознательно проецируем свои мысли, чувства, ассоциации на изображение, каким бы оно не было.

Таким образом, МАК карты являются инструментом, способом работы, в котором можно мягко и бережно, но вместе с тем глубоко погружаться в различные проблемы и находить ресурсы в своей жизненной ситуации.

Я использую МАК карты и в индивидуальном и в семейном консультировании, а кроме того с ними можно познакомиться в таком интересном формате самопознания, как психологическая трансформационная игра