×

Обо мне Услуги Вопросы Новости Статьи Контакты

Метод сказкотерапии в работе семейного психолога

Что такое сказкотерапия и как работает этот метод?

Сказкотерапия – это направление психотерапевтической работы, эффективное в работе как со взрослыми, так и, конечно же, с детьми.

Этот метод подразумевает работу с историями, сказками, мифами, легендами, стихотворениями.

Ее суть заключается в том, что погружаясь в сюжет сказочной истории, слушающий (взрослый или ребенок) так или иначе олицетворяет себя с персонажами сказки, встает на сторону кого-то из них, кому-то сопереживает, на кого-то злится, проявляет чувства. Эти чувства легче выражать, потому что они как будто бы не про свою личную историю.  В случае с детьми этот метод является одним из наиболее актуальных возрастным особенностям – дошкольникам он подойдет в силу ведущей игровой деятельности, школьникам будет актуален и интересен в силу развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Взрослому человеку может быть интересно прикоснуться к своей детской части, убрав критичность и сопротивление.

Дошкольнику, возможно, будет трудно ответить на абстрактный вопрос о том, какая у него семья. Но он с легкостью присоединится к сказке о трех мишках (или зайцах, или любых других любимых ему героях и даже расскажет о них собственную сказку)
Момент включения ребенка в рассказывание сказки очень диагностичен и вместе с тем — терапевтичен.

Диагностичен он потому как я могу увидеть, кто из персонажей симпатичен ребенку, а кто нет, что именно он рассказывает, как объясняет те или иные явления, поступки героев, к какому финалу истории приходит.

Терапевтический же эффект достигается за счет проговаривания различных чувств и переживаний, что само по себе уже может быть решением проблемы для ребенка.

Как именно проходит процесс сказкотерапии?

Я знакомлюсь с ребенком или со взрослым (или с несколькими членами семьи сразу)
Далее возможно несколько вариантов работы со сказкой – работа с готовым материалом или создание собственных историй.

  • В случае работы с готовым материалом, я зачитываю готовую историю (это истории, специально разработанные сказкотерапевтами под тот или иной запрос), после чего идет обсуждение сказки, прояснение его отношения взрослого или ребёнка к сюжету и героям.
  • В случае создания собственных историй я спрашиваю взрослого или ребёнка о том, нравятся ли ему сказки. И если у него есть любимые, то расспрашивает и о любимых персонажах. Далее я предлагаю попробовать рассказать любимую сказку так, как еще никто не делал. Если любимой сказки   нет, я могу предложить придумать свою.  Если же взрослый или ребёнок не готов, смущается, я могу начать сама, используя нейтральные сюжеты для основы повествования. Ребёнок или взрослый включается в процесс, я задаю наводящие вопросы, помогающие рассказчику.

Моя задача – определить проблему, беспокоящую ребенка (или выйти на новые уровни запроса в случае со взрослым клиентом) и помочь в метафорической форме (через персонажа/персонажей) найти ресурс, поддержку, обратить внимание на помощь от значимых взрослых извне, если речь о ребёнке, и увидеть ресурсах разного рода (внутренние и внешние), если речь о взрослом.

С какими темами может работать сказкотерапия:

Спектр тем очень обширен: злость, агрессия, дезадаптация, ревность, межличностные отношения, переживание кризисов, тревоги, страхи, развод родителей, утрата, поиск смысла жизни.

Сказкотерапия является очень глубоким методом, способным работать со сложными темами, но вместе с тем и очень мягким, метафоричным методом, где и ребенок и взрослый может находить ответы и получать поддержку и ресурсы, будучи при этом абсолютно свободным в проявлении своего творческого потенциала.