Психологическим
бесплодием называют невозможность женщины (или пары) к беременности при
физиологической возможности зачать ребенка.
Диагноз
бесплодие ставится женщине (паре) в случае отсутствия беременности за год
регулярной половой жизни без предохранения.
Виды бесплодия:
Женское
Мужское
Бесплодие неясного генеза
К
психологическому фактору бесплодия по большей части относится последняя
категория, так как у первых двух есть объективные медицинские причины, такие,
как, например, непроходимость маточных труб у женщины и эякуляторные
расстройства у мужчин.
И если с первыми двумя видами бесплодия можно работать с помощью достижений современной медицины, то в случае бесплодия неясного генеза медицина зачастую оказывается бессильна, ведь в этом случае физиологически женщина и/или мужчина здоровы. Прежде, чем описать причины психологического бесплодия, важно упомянуть о том, какую роль вообще играет психология в таком естественном, во многом инстинктивном, биологическом, психофизиологическом процессе как беременность.
Беременность,
гормоны и психология – какая связь?
Все
мы живем в обществе, где каждый человек в той или иной мере подвергается
стрессам. Стрессы могут быть как адаптивные (выносимые человеком благодаря его
устойчивости и копинг-стратегиям), так и дезадаптивные.
Стрессы
могут быть как объективные, вызванные некими сложными событиями, изменениями в
жизни, так и субъективными, основанными на внутренних переживаниях человека.
Каким
образом же стресс, напряжение влияют на такие физиологию женщины и ее
способность к зачатию?
Стресс,
психологическое напряжение, которое испытывает женщина обрабатываются головным
мозгом, которым получаются сигналы от внешнего мира.
Далее
в работу включаются гипофиз и гипоталамус – области мозга, отвечающие за
выработку гормонов. Гипоталамус является «перекодировщиком» психических
процессов в физиологические. Он стимулирует гипофиз.
Гипофиз
продуцирует и пролактин и окситоцин, адренокортикотропный гормон.
Третье звено – яичники и эндокринные железы. Гормоны щитовидной железы связаны с женскими половыми гормонами (эстрогеном и прогестероном) Они обеспечивают нормальное функционирование яичников и созревание яйцеклетки.
Таким образом, нарушение работы щитовидной железы, ее дисфункция может приводить к дисбалансу половых гормонов и проблемам, связанным с наступлением беременности.
Какие
же могут быть причины, мешающие паре зачать ребенка
Страхи женщины. Страхи – осознанные или нет (например, осознанный страх боли в родах или неосознанный страх смерти), тревоги – «боюсь, сама не знаю чего»
Не сформировавшаяся психологическая готовность к материнству. Добряков И.В, к.м.н, перинатальный психолог ввел понятие ПТГД (психологический компонент гестационной доминанты), выделив типов готовности к беременности:
Исследования показывают, что женщины с гипогестогнозическим типом отношения не принимают свою беременность, не идентифицируют себя с ролью матери, что может влиять на невозможность забеременеть не каким-то мистическим, а вполне объяснимым образом.
К примеру, беременная или собирающаяся забеременеть женщина с гипогестогнозическим (игнорирующим) типом беременности решает прыгнуть в парашютом или записывается в секцию бокса. Либо не прекращает пить противозачаточные таблетки «по привычке». Подобные действия могут либо привести к потере беременности, если женщина беременна, либо препятствовать ее наступлению.
Женщина с эйфорическим типом возносит тему беременности в статус абсолютного счастья, но, как правило, эти переживания поверхностны и опасны тем, что за ними будущая мама может не разглядеть реальных проблем или сигналов опасности. Например, доктор порекомендовал будущей маме вести определенный образ жизни и больше отдыхать, вместо чего будущая мама отправляется в тур в жаркие страны, потому что в своих образах она «напитывается энергией солнца». В реальности же она может упустить, к примеру, заражение грязной водой, чем поставит под угрозу свое здоровье.
Женщина с тревожным типом будет излишне обеспокоена, что будет держать ее в постоянном стрессе и не позволять беременности наступить. И т.д.
Родовые истории. У каждого из нас есть история. Эти истории у всех разные, но так или иначе касаются нас, даже если случились давным-давно и не с нами. Например, истории бабушки о том, как умирали ее братья и сестры в раннем возрасте, как делались подпольные аборты бессознательно запечатлеваются на подкорке женщины штампом «беременеть нельзя». К примеру, присказки мамы «Господи, как я намучилась с тобой», даже сказанные в шутку, могут оказывать очень сильный эффект
Отношения с супругом, отцом ребенка. Если в паре есть недопонимания, конфликты, ценностные расхождения – женщина может чувствовать неуверенность в будущем. Ведь в природе для того, чтобы обзавестись потомством, нужно выбрать «здорового самца». Эти процессы могут быть отчасти осознанными, но по большей части нет. Например, женщина выросла в семье, где мама не работала, а занималась домом и детьми. Добытчиком в семье был отец. Сейчас она замужем за мужчиной, который стремится к балансу и стимулирует супругу к саморазвитию и собственному заработку. С одной стороны (с осознанной) ей, несомненно, это нравится, ведь именно этого она и хотела. Но тот образ семьи, который отпечатался на подкорке, как «норма», «данность» сильно может влиять на ее уверенность и восприятие надежности партнера рядом – «А сможет ли прокормить семью, если я не буду работать?»
Желание контроля. Пожалуй, всем известна взаимосвязь – «чем больше мы стараемся все спланировать, тем больше вероятность того, что все пойдет не по плану» С наступлением беременности эта история особенно актуальна, ведь для того, чтобы женское тело было готово, оно должно находиться в спокойном, ресурсном состоянии. Контроль (лобные доли коры головного мозга) запускает напряжение всех систем организма, все тело находится в тонусе («боевая готовность»), что, конечно не совместимо с расслаблением и может препятствовать возникновению беременности.
Влияние социума. Сейчас в социуме, а также в интернет пространстве «модно» быть мамой. Успешной, красивой и развивающей своих детей. Этот образ часто очень далек от реальности, как и кукла Барби от реальной женщины, но, тем не менее, эти информационные послания накладывают свой отпечаток в сознание женщины. При обнаружении несоответствии себя «идеалу» будущая мама может ощутить тоску, депрессию и разочарование. «Я так не смогу». Этот конструкт будет ограничивать ее желание забеременеть. Также образ того, что «матерью быть надо – это правильно» может быть впитан женщиной неосознанно, при том, что в действительности такой потребности сейчас или вообще в целом у нее нет – это тоже формирует конфликт «надо» и «не хочу», что может выражаться в бесплодии при полностью функциональном организме.
Что делать, чтобы долгожданная
беременность наступила:
Определить свои истинные желания. Можно использовать метод «А зачем». Например, хочу быть беременной. А зачем? Чтобы стать мамой. А зачем? Чтобы был ребенок! А зачем? Чтобы создать крепкую семью. А зачем? Чтобы быть счастливой. Получается, для того, чтобы стать счастливой, нужно родить? Здесь женщине есть смысл задуматься. Для чего ей ребенок. Для того, чтобы у него что-то брать или для того, чтобы ему отдавать. Все мотивы про «взять» являются неконструктивными и могут способствовать блокировке возможности забеременеть.
Работа со страхами. Каждый страх «живет» в нас не просто так. Можно попробовать наладить с ним контакт и выяснить, чего он хочет. Какую часть защищает. Например, страх забеременеть может защищать маленькую девочку внутри, которая боится, что с рождением ребенка на нее не останется ресурса. Наладив связь со страхом, а через него и с маленькой девочкой, женщина может решить конфликт этих субличностей.
Работа с родом. У каждого из нас есть как страшные, драматичные родовые истории, так и ресурсные, положительные. Хорошо и правильно перенять положительный опыт, эти образы и эмоции. Для этого можно полистать альбомы с фотографиями, обсудить с мамой или, возможно, даже с бабушкой какие-то хорошие, ресурсные истории. Про то, что помогало, что вдохновляло, что давало надежду.
Прояснить межличностные отношения с партнером. Важно разобраться, сходятся ли фундаментальные ценности, желания будущих родителей. Если нет – это может мешать возникновению беременности. Проговорить страхи, связанные с опасениями, зачастую, они не соответствуют опасениям. Говорить важно не перебивая, не обесценивания высказывания другого.
«Отпустить» ситуацию. Загадать желание, написать его в блокноте и мысленно отпустить, продолжая жить своей жизнью и главное – получая удовольствие от текущих дел. Зачастую, счастье приходит именно не тогда, когда без него плохо, тогда, когда к нему все уже готово и УЖЕ хорошо.
Если же самостоятельно не все получается или возникают сложности, можно обратиться к перинатальному психологу. Профессиональный взгляд специалиста помогает увидеть картину происходящего объемнее, что в свою очередь, поможет увидеть и новые решения.
Интересные новости и статьи о современной психологии
Оставите заявку, я перезвоню Вам
для уточнения удобной даты и времени
проведения консультации
Записаться на курс
Оставите заявку, я свяжусь с Вами для уточнения подробностей
Записаться на игру
Оставите заявку, я перезвоню Вам
для уточнения удобного времени проведения следующей Игры
Задать вопрос
Вы можете задать мне свой вопрос
и в течение 1-3 дней я отвечу Вам на e-mail
Заявка принята
Я перезвоню Вам, для уточнения даты и времени проведения консультации
Заявка принята
Я перезвоню Вам, для уточнения даты и времени проведения игры
Вопрос отправлен
В ближайшее время я постараюсь подробно ответить на Ваш вопрос
Политика конфиденциальности
Загрузка...
Зачем идти к психологу?
Порой каждый человек чувствует, что в его жизни наступил такой период, когда нужно что-то менять.
И хорошо, если он четко осознает, что менять и как.
Однако, бывают случаи, когда ощущение необходимости перемен есть, а что делать не понятно. Или же не понятно, как добиться желаемого результата. Или, например, просто нет сил — ни моральных не физических для того, чтобы «взять себя в руки» и начать менять свою жизнь.
Я могу помочь Вам в том случае, если:
У вас накопились чувства и эмоции, которые некуда/некому выплеснуть или же они остаются непонятыми окружающими. Психолог не просто слушает, но и помогает совладать с чувствами.
Вы ощущаете «беспричинные» приступы агрессии и срываете злость на окружающих;
Вы стали более эмоционально неустойчивы, больше плачете, часто меняется настроение;
Вы чувствуете себя беспомощным перед сложившимися жизненными обстоятельствами;
Вы не можете найти общий язык с партнером, с ребенком, с близкими;
Все ваши методы борьбы с проблемой оказываются неэффективными;
Вас беспокоит какой-то физический недуг, причины которого врачи установить не могут;
Вы чувствуете себя неуверенным в своих силах, подавленным.
У вас изменились, пропали опоры, ресурсы в жизни, изменились ценности.
Процесс психотерапии можно сравнить с путешествием.
В любом путешествии могут быть цели, преграды и их совладение с ними.
У каждого из нас есть определённый «багаж» опыта, с которым он оказывается в точке начала психотерапии.
Чувства и эмоции как правило являются «верхушкой айсберга». Под ними могут находиться ограничивающиеся убеждения, блокировки, иррациональные страхи и многие другие защитные структуры.
Ещё глубже находится ядро личности.
При незнании себя эти уровни недоступны для влияния, человек оказывается словно захваченным их воздействиями, он как будто не управляет своими чувствами, мыслями и своей жизнью в целом.
Я как психолог готова стать вашим бережным проводником в путешествии к себе и своим целям.
В этом путешествии к вы сможете научиться видеть и чувствовать многие «уровни» вашего психологического айсберга.
Вы научитесь делать внутренние преграды своими помощниками и сможете взаимодействовать с ними, осознанно выстраивая баланс своей жизни.
Зачем нам семейный психолог, если проблемы у ребенка?
Семейный психолог, работая с семьей помогает и ребенку, но делает это комплексно и с долгосрочным эффектом.
Происходящие с ребенком «проблемы» — это симптомы, заявление ребенка о том, что в семейной системе что-то происходит. Реакции на этот симптом родителей могут непосредственным образом влиять на него, либо усиливая симптом, либо сводя на нет. Если психолог будет работать с одним ребенком, то ребёнок, попадая обратно в семейную систему, возвратится к прежним способам взаимодействия с родителями.
Ребенок перенимает модели взаимодействия от родителей.
Увидев место симптома ребёнка в семейной системе, осознав вклад каждого члена семьи в эту динамику, а также научившись выражать свои эмоции, в том числе негативные супруги учатся новому конструктивному взаимодействию, что в свою очередь, освобождает детей от проявления симптома.
Почему я должен выбрать именно Вас?
Для меня главными критериями такого выбора являются в первую очередь — эмоциональные и лично значимые критерии.
Что я понимаю под лично значимыми.
Для каждого из нас важно что-то своё.
Например, для кого-то пол терапевта и его возраст не имеет никакого значения, важно лишь образование. А для кого-то возраст, пол и даже внешность — первостепенные критерии.
Поэтому мне видится полезным сперва обозначить себе список «от ума». Что важно именно вам:
образование
опыт
сфера профессиональных интересов
какие-то личные качества/характеристики.
Второй критерий — эмоциональный. Я бы назвала его списком «от сердца»:)
По нему сложнее составить список, но тоже можно, Например:
мне важно чувствовать себя в безопасности
мне важно чтобы со мной общались на ты/на вы
мне важно, чтобы все границы прояснялись
мне важно, чтобы соблюдался тайминг
мне важно, чтобы не было агрессии
И так далее, у каждого эти критерии свои.
Тогда придя уже на первую встречу — знакомство можно сверяться со своими списками, ощущениями и внутри обязательно появится ответ — да, с этим специалистом, с этим человеком хочется делать следующий шаг. Или же нет.
Но имея представление о том, что важно для себя гораздо больше шансов найти «своего» психолога.
Обязательно ли образование, чтобы быть хорошим психологом?
Сейчас психология становится очень популярным направлением. И часто психологами называют себя люди, окончившие экспресс курс в интернете.
Нужна ли «база» или нет — решать каждому. выбирая своего специалиста.
Для меня как для клиента и как для психолога важно понимать, что специалист, называющий себя психологом имеет в этой сфере глубокую подготовку и больший практический опыт, а не просто идёт в работу с психикой потому что «так чувствует»
Моя профессиональная «база» — это
МГППУ — Московский государственный психолого-педагогический университет.
Кафедра — детская и семейная психотерапия.
Специализация — психолог, преподаватель психологии
ИПиКП — Институт психотерапии и клинической психологии.
Кафедра — семейная психотерапия.
Специализация — клинический психолог.
Помимо этого я постоянно нахожусь в процессе образования, супервизии и личной терапии, потому как профессия психолога — динамичная и развивающаяся.
Можно ли увидеть пример работы семейного психолога?
Семейный психолог – это специалист, работающий как индивидуально с клиентом, так и с любым составом семьи.
Приведу пример из своей практики.
На прием приходит мама мальчика 6 лет, который агрессивно себя ведет со сверстниками. Это достаточно распространенный запрос на психологическую работу от родителей как с дошкольников, так и со школьников.
Если размышлять только о причинах агрессии и фокусироваться лишь на ней, агрессия будет обозначаться как недуг, проблемное поведение. В этом случае можно было бы работать в контексте ее отреагирования. Метод весьма классический, но не всегда глубокий. Я как системный семейный психолог смотрю не только на симптом, а шире — на всю семейную систему.
И вот почему.
Ребенок, даже отреагировав свою агрессию, снова возвращается в привычную среду (социум и семью), где ничего не поменялось. А любая система (опять же – семья и социум) будет оказывать на ребенка прежнее влияние, что будет способствовать увеличению риска возвращения к прежним паттернам поведения.
Как психолог я вижу агрессию ребенка не как «проблему» ребенка, которую надо устранить, а как симптом, смысл которого нужно понять.
Зачем этот симптом ребенку?
И, что немаловажно, зачем, для чего он семье?
Остановимся на этом поподробнее.
Итак, на прием пришла мама, которую зовут Анна и рассказала о том, что ее сын, Артем бьет сверстников, задирается. Ей хотелось бы поводить его на «занятия» с психологом, чтобы решить эту проблему.
Я спрашиваю ее о том, как давно ребенок стал агрессивным. Анна отвечает, что это появилось три месяца назад. Я интересуюсь, что произошло в тот период. Мама говорит, что в тот период родился младший братик, но «старший сын очень хорошо к нему относится».
Я продолжаю выяснять ситуацию, а в конце встречи прошу прийти на консультацию в полном составе – с супругом, с старшим сыном и с малышом.
Семья приходит через некоторое время и я задаю вопросы каждому члену семьи о цели их визита, уточняя у Артема, знает ли он, зачем он здесь.
Ответы членов семьи отличаются. Например, задача Анны «решить проблему ребенка», задача папы Артема, Павла – отсидеть этот час («меня попросили – я пришел»), задача Артема – повести этот час так, как сказала мама, а и вовсе малыш живет по своим ритмам.
Опросив членов семьи, я спрашиваю у Анны, каково ей слышать слова супруга о том, что он пришел потому что «его попросили». Она сообщает, что это достаточно обидно, как будто ему неинтересна судьба их сына. Далее я спрашиваю, принято ли у них в семье говорить о чувствах – об обиде, тревоге, злости и других, и как? Анна отвечает, что они скорее замалчивают обиды, а потом они «прорываются».
Я спрашиваю, какой была жизнь их семьи до рождения младшего сына. Павел отвечает, что они с супругой спали в одной комнате, а старший сын в другой, а сейчас, так как малыш часто просыпается ночью, мама решила спать с ним, а папа спит в одной комнате с Артемом. Я уточняю у Артема и Анну, нравятся ли им перемены. Артем сказал, что рад спать не один, но папа храпит. Анна сказала, что это вынужденная временная мера.
Тогда я спрашиваю Анну, как ей кажется, как к этой ситуации относится Павел. Анна удивилась и сказала, что не думала об этом, так как считала нормальным и естественным то, что происходит. Павел горько ухмыляется и замыкается, кидая на супругу многозначительный взгляд. Мне становится понятно, что дальнейшая работа должна происходить без детей, а только с супругами, так как актуализирующиеся темы касаются взрослых — супругов и не касаются детей.
Поэтому на следующую встречу я приглашаю только супругов. В процессе разговора выясняется, что Павел злится на супругу, которая «выселила» его из комнаты. Анна отдалилась от Павла, но старается как можно больше времени проводить с Артемом, зная, как важно не терять контакт с ребенком.
Я размышляю вслух: «Интересно. Три месяца назад в Вашей семье произошли большие перемены – рождение второго ребенка. Это событие изменило некий привычный уклад семьи, Вы разъехались по разным комнатам. Павлу эта ситуация видится дискомфортной, но так как в Вашей семье злость выражать не принято, он не говорит о своих чувствах. В то же время у Артема появляется агрессивное поведение, которое выражается в агрессии к сверстникам – за пределами дома»
Анна удивляется: «Что же получается, что Тема злится вместо папы?»
Я замечаю, что дети часто берут на себя те симптомы, которые уже есть в семье. Агрессируя на сверстников, он, таким образом как будто бессознательно соединяет родителей, которые разъехались по разным комнатам.
Подводя итог этой встречи, я даю Анне и Павлу «домашнее задание» — устроить диалог, в котором каждый из партнеров начинает речь со словами «я хочу, чтобы мы…» и говорит на протяжении 5 минут. Цель этого упражнения – устроить конструктивный диалог с прояснением чувств каждого партнера и их потребностей в паре и в семье.
В том случае, если супруги научатся новым моделям взаимоотношений и смогут говорить о чувствах, детям не нужно будет «брать» на себя симптомы и проблемы, супруги смогут справляться с ними сами.
Разумеется, подобные изменения происходят не сразу, но изменение даже одного элемента системы всегда отражается на остальных элементах.
Как проходит первая встреча?
На первой встрече для меня как для меня как для терапевта очень важно реализовать три задачи. Первая — это установить контакт Вами, чтобы Вы могли почувствовать:
свой комфорт
уважение терапевтом вас и вашей истории
доверие к специалисту
Это создаётся путём:
проговаривания границ (как мы общаемся, на ты или на Вы, временных границ)
легализации ваших чувств (все чувства допустимы, нет «плохих», «неправильных» чувств)
проговаривания структуры сессии и по необходимости его профессионального опыта, его отклика на чувства клиента (открытость перед клиентом)
обсуждение того, как Вам комфортно общаться (физическое пространство, психологическое, например: взять стакан воды, говорить медленно или наоборот быстро, иметь возможность ругаться или плакать, если возникнет подобные чувства и желания)
Вторая моя задача — узнать базовую информацию о Вас, ту информацию, которая формирует основные социальные круги вокруг Вас и несомненно влияет на неё — это Вы, Ваши социальные роли, Ваше ближайшее окружение, семья.
В эти темы мы не вдаёмся очень подробно на первой встрече в силу как их глубины, так и ограниченности времени, а главное — это не требуется сразу. Многим сложно «с места в карьер» начинать с запроса и сперва есть смысл описать фон, контекст в котором существует этот запрос. Тем же, кому легко сразу о запросе — мы начинаем с него и затем тоже проясняем «фон», контекст.
И третья задача — это моя формулировка первых гипотез, которые рождаются благодаря обсуждению запроса и контекста, которыми, я конечно же делюсь с Вами. В этой обратной связи формируется начало терапии, начало пути, который может быть коротким — всего несколько встреч, а может занимать какую-то весомую часть жизни — этот путь и его длину невозможно спрогнозировать до встречи и до контакта, это понимание может приходить постепенно.
Окончание встречи
В конце встречи я формулирую ее первые итоги и даю домашнее задание — это всегда творческий процесс, я никогда не знаю, что это будет, порой до самого конца встречи, но это всегда что-то индивидуальное и сгенерированное с целью Вашего самостоятельного продолжения работы над обсуждаемым запросом — той работы, которую Вы можете сделать самостоятельно, на которую нужно время, чтобы ее обдумать и побыть с собой, чтобы потом прийти с ее результатами и мыслями/чувствами, которые родились в ее процессе на следующую встречу.
И в завершении я, конечно, спрашиваю о том, как Вы и где Вы сейчас — в каком состоянии, ощущении, мыслях, если Вы готовы поделиться таким завершающим штрихом.
На этом мы завершаем встречу и договариваемся о следующей.
Цели последующих встреч — это сохранение терапевтического контакта и продвижение в Ваш запрос с учетом индивидуальной скорости каждого клиента.
Продвижение осуществляется за счёт обсуждаемых на сессии актуальных вопросов и различных терапевтических методов, в которых мы можем исследовать запрос и двигаться к желаемому результату.
Для эффективной работы и качественных изменений очень важно корректно ставить цели на терапию и на каждую сессию в том числе, чтобы отслеживать динамику. В этом я как психолог, конечно же, буду помогать.
Я рекомендую своим клиентам вести дневник записей в процессе терапии, где после каждой встречи они самостоятельно могут отслеживать: цель встречи, ее тему, затронутые вопросы и итог: то, чем они уходят после.
Этот нехитрый способ рефлексии можно стать замечательным индикатором изменений и динамики терапии.
Если же есть ощущение отсутствия динамики важно рассмотреть этот вопрос с точки зрения:
Времени, в котором вы в терапии и ожиданий на этот счёт. Важно соотносить количество времени, в котором психика находилась в одной картине мира, в одной реальности т количество времени в терапии. Психике нужно время для перестройки.
Тех действий, которые предпринимались и предпринимаются Вами на протяжении терапии и проанализировать, когда они не совершались и почему и когда они совершались и не приводили к результату.
Как долго нужно ходить к психологу?
Я работаю как в краткосрочном формате в формате длительной психотерапии.
Выбор того или иного формата зависит от Ваших предпочтений и от глубины самого запроса.
К примеру, клиентка пришла разобраться с вопросом о том, почему ребенок ее не слушается. Краткосрочная терапия может помочь клиентке увидеть динамику внутри семьи, оказывающую воздействие на эту ситуацию, а также свой вклад во взаимоотношения с ребенком, который влияет на его поведение. Новое видение позволит клиентке изменить определенные паттерны своего поведения или отношение к данной ситуации, что, в свою очередь, повлияет на ее отношения с ребенком.
Это краткосрочный формат терапии, подобная работа подразумевает несколько встреч (около 5-10 встреч)
В случае выбора формата длительной психотерапии, клиентка из предыдущего примера может не ограничиваться одним запросом, а идти дальше, разбираясь, к примеру, со своими страхами на тему непослушания ребенка, своими отношениями в родительской семье, своими убеждениями и идеями, вынесенными из них и влияющими на ее материнство; выходить на более глубокие уровни — уровни ценностей, смыслов. У этого формата нет ограничений по количеству встреч.
Мне стало хуже. Это нормально?
В каждом человеке присутствуют две силы — желание решить проблему (стремление к развитию) и противостояние ее решению (стремление к гомеостазу). Зачастую эти две противоречащие друг другу силы становятся препятствием в работе с психологом.
Как можно заметить проявления этого противостояния?
В процессе совместной работы с психологом клиент в различные этапы терапии может ощутить совершенно разные чувства — от любви до ярости и ненависти. Эти явления нормальны и являются знаком положительной динамики терапии — о том, что чувства проявляются и с ними можно работать.
Одним из наиболее ярких показателей продвижения работы является внезапно появившееся нежелание продолжать работу, обесценивание процесса психотерапии и «странные» препятствия, мешающие продолжению работы (например, сломался каблук по дороге к психологу, внезапно приехала тетя из далекого города N, заболел любимый питомец).
Это явление называется сопротивлением. Сопротивление — это защита психики от эмоционально-тяжелого (негативного) воздействия.
Как правило оно возникает в моментах, где затрагивается зона комфорта человека.
Наиболее вероятные причины сопротивления:
Прикосновение в терапии к ситуации психологической травмы (стресса)
Неприятные воспоминания (например, горе от потери)
Страх перед неудачами
Страх перед изменениями (негибкость в адаптации к новому)
Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на ее очевидный ущерб)
Нежелание менять «удобную» неуспешную социальную позицию на «неудобную» — непривычную, успешную
Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).
При возникновении чувства «не могу, не хочу, не буду» самое простое — выйти из терапии и остаться в зоне комфорта. Продолжить терапию, преодолев сопротивление — это значительный шаг, неизменно векующий за собой положительную динамику.
Понять, сопротивление ли это или в терапии что-то идёт не так можно в обсуждении этого процесса с терапевтом. Все дискомфортный чувства, мысли, ощущения обязательно можно и нужно «приносить» в терапию.
В совместим диалоге с терапевтом станет понятно, что происходит и «здоровый» ли это дискомфорт от нормального сопротивления или некая боль от чего-то деструктивного в самой терапии.
Профессиональные психотерапевты и психологи обязательно проходят личную терапию и супервизор, чтобы исключать дисфункциональное течение психотерапевтического процесса и помочь клиенту бережно и эффективно пройти этап сопротивления и выйти на новый уровень терапии.
Как я пойму, что Ваша помощь мне больше не нужна?
Как правило, изменения, происходящие в психике, дадут о себе знать различными проявлениями в обычной жизни.
В первую очередь, это могут быть «новые» чувства, ощущения.
Большее чувство безопасности в своей жизни.
Открывшийся заново или впервые больший спектр возможностей и выборов.
Новые мысли. Важный критерий движущейся работы психики является мысль: «раньше я так не думал(а)».
Также, признаком динамики может быть, например, исчезновение психосоматического симптома, который имел место быть до начала психотерапии.
Важным показателем изменений будет также являться изменение поведения значимых людей либо жизненных обстоятельств в лучшую сторону.
Для достижения устойчивого результата рекомендуется не прерывать терапию с началом положительных изменений, а дождаться стабильного периода.
Как Вы гарантируете конфиденциальность?
Информация о конфиденциальности и других важных моментах взаимодействия между психологом и клиентом, которых я придерживаюсь содержится в соглашении
Если у вас возник дополнительный вопрос, напишите мне, пожалуйста на почту или в телеграм и я вам обязательно отвечу.
Мифы о психологах
Миф 1
Психологи «проработанные» и у них нет психологических проблем.
Реальность: психологи действительно обладают знаниями и инструментарием для работы с психикой, но есть темы и области в которые невозможно «влезть», будучи по ту сторону от реальности — находясь в самой картине сложно видеть ее со стороны. Кроме того, психика не имеет границ, где можно остановиться узнавать себя. Это живой процесс, сопровождающий человека всю его жизнь.
Миф 2
Психологу не нужно ходить к психологу, он же сам психолог!
Реальность: именно для того, чтобы быть эффективным психологом психологу необходимо регулярно проходить личную терапию, чтобы не «увязать» в историях клиентов и не окунаться в их картины и их реальности с головой, а видеть их со стороны.
Миф 3 Как общаться с психологом в реальной жизни?! Он же будет читать меня насквозь!
Реальность: психологическая работа — такая же работа, как и многие другие. Она связана с полным погружением в вопрос клиента и применение всех своих профессиональных знаний. Это интеллектуальный и очень энергозатратный труд, который не включается «автоматически» и безоплатно, «просто так»:) Психолог работает в рабочее время, а в нерабочее он может быть обычным человеком. Женщиной, подругой, любительницей собак и закатов и так далее.