Что стоит за этим выражением и как творчество может помогать в психологической работе с детьми и взрослыми?
Зачастую, детям (как и взрослым) сложно выразить свои чувства и мысли словами.
Это происходит в силу особенностей мышления, накладывающих ограничения на способность осознавать и дифференцировать свои чувства, а также в силу эмоциональных, психологических зажимов, блоков. Многие (особенно дети) смущаются на приеме у незнакомого человека, что, конечно препятствует разговору «по душам».
Арт-терапия – это творчество, то есть практически все из чего можно что-то создать. Это и краски с кистями, и пластилин, и аппликация, вырезки из журналов, это и листья деревьев и камушки, и лоскуты ткани, и игрушки – это все, что способно ожить в руках человека, когда он вдыхает в них жизнь.
Дети живут, играя. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-игровая, но и дальше, с взрослением, тяга к игре не проходит, так творчество, созидание приносят радостные чувства, заряжают энергией и помогают справиться с переживаниями.
Взрослый же, работая в арт-терапии тоже может символически вернуться в детство, прикоснуться к своему внутреннему ребёнку и точно также раскрыться игровому, творческому процессу.
Творчество может начаться уже с этапа знакомства.
Я могу предложить вам и/или ребёнку познакомится уже на листе бумаги, (нарисовав свой автопортрет, к примеру, в то время как ребенок нарисует свой).
Темы для творчества могут быть разными.
В детской психологии популярна тема страхов. Но вовсе не обязательно рисовать «страх» если вы привели ребенка, который боится, например, темноты — с целью побороть этот страх.
Ребенок может быть не готов сразу идти в эту тему. Но он может несколько встреч строить домик. И рисовать деревья. Лишь при аккуратном расспросе можно будет понять, что домик символизирует укрытие, а лес – страх. Поняв это, я могу предложить повзаимодействовать с образом леса, например, нарисовав там зверюшек, солнышко на небе. Ребенок может придумать что-то свое.
Смысл этого упражнения в том, что ребенок начинает работать со своим страхом, неосознанно меняя пугающий образ. Важно, что это происходит не путем обращения к рациональной части: «не бойся, в темноте нет ничего страшного», а путем путешествия в самую гущу страха, идя туда аккуратно, осматриваясь и находя ресурсы для адаптации.
В процессе творчества ребенок может прожить, нарисовать, слепить, склеить, построить образ, символизирующий те свои чувства, о которых сказать нельзя, не хочется или просто пока «не умеется». Этот образ может быть основой для дальнейшей работы.
Часто бывает так, что слепленный ребенком «монстрик» злости и построенный для него дом решают проблему школьной агрессии без прямого обсуждения ее с ребенком.
В арт-терапии можно точно также работать и со взрослыми: мужчинами, женщинами, семьями, беременными женщинами.
Арт-терапия работает с чувствами, образами, телом, руками – она работает напрямую с душой, и очень многие мои клиенты очень хорошо откликаются на эту творческую, глубоко терапевтическую и очень увлекательную игру.
Если вам тоже хочется узнать больше о себе с помощью этого и других глубоких методов психотерапии — напишите мне, пожалуйста на почту или в телеграм и я вам обязательно отвечу. Или свяжитесь по телефону: +7 (903) 146-48-99