×

Обо мне Услуги Вопросы Новости Статьи Контакты

Психологическая готовность к материнству

Сейчас в средствах массовой информации, многочисленных аккаунтах модных блоггеров, которыми пестрит виртуальное пространство представлено очень много способов «прокачки» себя – это и марафоны правильного питания и фитнесс-челленжи и бьюти-масетр-классы. Становятся все более популярными и востребованными темы о саморазвитии, мотивации, с чем растут и многочисленные тренинги, семинары и прочее.

Еще недавно тренинги по подготовке к родам только начинали свое развитие на рынке услуг. Сейчас же, курсы подготовки к родам можно найти и в государственных учреждениях, роддомах и женских консультациях.

Я, как семейный и перинатальный психолог с радостью наблюдаю эту тенденцию по увеличению курсов подготовки будущих мам (и, что немаловажно – будущих пап) к появлению малыша, но вместе с тем сокрушаюсь, так как задаю себе вопросы и пока не нахожу ответа:

  • Почему подготовка пар основана по большей части на физиологии процесса?
  • Почему на курсах подготовки к родам готовят только к родам? Как будто дальше все понятно и очевидно, а в действительности, с родами ведь все только начинается. Напоминает сказки, заканчивающиеся на многозначительном «и они поженились и уехали на белоснежной карете в закат. Конец.» Свадьба – дело нехитрое, а вот что дальше…

Да, несомненно, дыхание  в родах очень важно, как и позы, как и понимание роженицей биомеханизма родов. Но если женщина находится в сильнейшем стрессе (и здесь речь не о стрессе, обусловленным самим родовым процессом), я говорю о стрессе осознания происходящего в случае психологической неготовности к нему, в этом случае женщине будет крайне затруднительно «расслабиться» и правильно дышать. Медицинские работники справятся с этой ситуацией, используя, например, окситоцин, эпидуральную анестезию. Но это не решит, а даже усугубит ситуацию в целом. Женщина  остается не готовой к родам.

Разумеется, это не фатальная ситуация в плане перспективы самого родового процесса. Несомненно, женщина родит. Ей обязательно помогут это сделать, если она не сможет сделать это самостоятельно и результат так или иначе будет достигнут.

Но что дальше?

Дальше молодая мама, приходя в себя после пережитого стресса, начинает осознавать происходящее. И здесь-то и начинается самое интересное.

Если ответы на вопросы: как взять малыша на руки, как приложить к груди, как поменять памперс, как одеть и т.д. приходят с опытом, а на технические вопросы может ответить педиатр, то на вопросы: достаточно ли я хорошая мать? Хочу ли я вообще быть матерью? Можно ли о таком думать, если я уже мать? А также на мысли, порой скрываемые и от самой себя, такие, как:  «я устала и не знаю, как попросить помощи.» «Я чувствую себя некомпетентной.» «Я злюсь на него, на мужа на себя.» у мамы нет ответа.

Можно сканировать многочисленные «мамские» форумы в поисках ответа на свои вопросы и даже найти там поддержку («у меня тоже так было»), но этого не всегда бывает достаточно.

Что же делать молодой маме, столкнувшейся с ситуацией, которую перинатальные психологи называют психологической неготовностью к материнству?

  1. Признать, увидеть свое состояние
  2. Попросить помощи (хотя бы физической) у родных, близких
  3. Поискать ресурсы (для каждой женщины это может быть свой ресурс – кому-то хочется почитать книжку, кому-то встретиться с подругой)
  4. Обратиться к специалисту

Как может помочь специалист, перинатальный психолог?

  1. Психолог может поработать с чувствами женщины. С самыми разными чувствами, выражать которые не «стыдно» и «можно». Это могут быть чувства вины, страха, злости, отчаяния. Пока эти чувства находятся внутри женщины, они могут мешать ей проявлять и другие чувства, в том числе те чувства к ребенку, которых она может не чувствовать и стыдиться этого («Наверное, со мной что-то не так»)
  2. С чувствами, которые удалось идентифицировать, можно работать. Их можно рисовать, лепить, с ними можно выстроить диалог. Это делается не для того, чтобы просто нарисовать и слепить, а для того, чтобы дать выход этой энергии. А в последствии отсепарировать это чувство, чтобы посмотреть на него со стороны. Подобное разтождествление и переосмысление различных чувств помогают молодой маме снизить воздействие данного чувства. Повзаимодействовав с ним, чувство можно интегрировать в свой опыт обратно, но уже переосмысленное, «причесанное», прожитое. Тогда это чувство может трансформироваться в нечто иное, в нечто ресурсное и помогающее молодой маме на ее жизненном пути.

Один из прекрасных способов психотерапевтической работы является такой инструмент, как метафорические ассоциативные карты. Относясь к проективным методикам, метафорические карты позволяют в мягкой форме, обходящей сопротивление прикоснуться к сильным, глубоким темам и поработать с ними на той глубине, которая приемлема для клиентки в тот момент.

Предлагаю Вам упражнение из колоды «Калейдоскоп материнства», подходящее для групповой работы:

«Материнство»

Цель техники: укрепление материнской доминанты, снятие тревожности, сплочение группы, получение ресурса, поддержки от группы. Упражнение может даваться под спокойную, медитативную музыку.

Для кого: для женщин на этапе планирования беременности, а также беременных.

  1. ВО (в открытую) – выбрать карту, которая отображала бы уникальный опыт материнства (актуального или желаемого).
  2. Создание общего материнского поля. Каждая участница группы находит место в пространстве на полу, где для нее, для ее карты, как ей кажется, безопасное, ресурсное место. Карты можно положить на лист А4.
    Это может быть как создание общей мандалы на полу (карты располагаются в кругу), так и свободное расположение карт в пространстве.
  3. Этап телесного отклика. Участницы встают на место своей карты и пробуют прочувствовать энергию своего материнства. Здесь можно сделать акцент на телесных ощущениях – провести небольшую телесную релаксацию (тепло, поднимающееся от ступней до головы).
  4. Участницы пробуют ощутить свое материнство, его энергию в общем материнском поле.
  5. Обсуждение: участницы садятся в круг и дают обратную связь об этом опыте.
  6. Можно продолжить это упражнение, сделав рисунок на тему «Мое материнство».
  7. Рисунки располагаются в пространстве.
  8. Обратная связь от участниц о рисунках друг друга – эмоциональный отклик (отклик о том, что напомнил рисунок другой участницы, что отозвалось, что в рисунке другого вызвало приятные эмоции, воспоминания).

Я создавала карты «Калейдоскоп материнства» с целью помощи женщинам. Помощи как в послеродовой период, когда женщина остается одна со своими разными, сложными и противоречивыми чувствами; в период во время родов, подготовив для этого ресурсные, наполняющие энергией упражнения и образы, так и, конечно, для помощи женщинам на этапе до наступления беременности и в начале ее с целью психологической, внутренней готовности не к родам, а к материнству.

К периоду, который включает в себя и роды, и кормление, и бессонные ночи и общение с новым маленьким человеком и общение с супругом – ко всему тому, что становится новым жизненным этапом – к материнству.

Я глубоко убеждена, что психологическая подготовка к материнству  — это та сфера, которую следует развивать как психологам, подготавливая соответствующие программы, так и будущим мамам – ища информацию, читая литературу.

Но главное, что может сделать женщина на этапе психологической подготовки – это настроиться на преображение и, ни много, ни мало –  на чудо. Чудо рождения малыша.

И мамы.