В этой статье освещается тема наказания детей. В статье рассматривается вопрос о целесообразности наказаний, затрагивается тема возрастных различий в контексте наказаний, описывается значение, виды и последствия наказаний, а также даются практические рекомендации родителям касательно поощрений и смягчений негативных реакций ребенка.
Наверное, любой родитель хотя бы раз сталкивался с вопросом — наказывать или нет своего ребенка. Если да, то как, если нет, тоже как? Как быть в том или ином случае и как разобраться, какая стратегия верная?
Ребенок практически с рождения начинает заявлять о себе. На каждом возрастном этапе он делает это в меру особенностей своего развития. В три месяца он плачет, в три года он капризничает и противится любым действиям родителей, а в тринадцать лет он бунтует и провоцирует их. Есть ли разница между ребенком трех месяцев и подростком тринадцати лет?
Несомненно — возникает логичный ответ. А в чем эта разница?
В разном уровне психофизиологического развития, в разном опыте взаимодействия с окружающим миром — да, это, безусловно, так.
Но есть один очень важный пункт, по которому эти два ребенка схожи. И первый и второй являются детьми своих родителей. Однако, если в случае трехмесячного ребенка, как правило, не возникает вопроса наказания, в случае подростка он может быть очень актуален. Почему?
Можно ли наказать существо, всецело зависящее от матери, от ухаживающих за ним взрослых, маленькое, беззащитное и хрупкое? Вероятнее всего, ответом большинства будет — нет. А в случае с подростком?
Кто такой подросток? У него есть свои желания, свои потребности, свои устремления, своя система ценностей. Он может в той или иной степени отвечать за свои действия. Почти взрослый. Тем не менее, даже у новорожденного есть свои потребности, и он уже умеет их выражать.
Трехмесячный и тринадцатилетний ребенок схожи гораздо больше, чем может показаться. Согласно исследованиям в области нейропсихологии, известно, что мозг человека созревает лишь к 21 году. В подростковом периоде, около 13 лет, у человека происходит созревание префронтальной коры — области мозга, отвечающей за самоконтроль, внимание, управление импульсами, организованность, самоконтроль, а также за умение делать выводы и обучаться на собственном опыте. То есть за созревание всех тех необходимые качества, которые в сумме могут означать умение нести ответственность за свои действия.
Значит ли это, что до достижения этого возраста ребенок может вести себя как угодно, а родители должны снисходительно прощать ему все его действия только потому, что его кора головного мозга еще недозрела? Это не совсем так.
Ребенок, которым является и трехмесячный и тринадцатилетний находятся под сильным влиянием родителей. В независимости от родительского стиля воспитания и в независимости от реакции ребенка на этот стиль воспитания. Несомненно, чем старше становится ребенок, тем более дифференцированной становится его реакция на наказание, он может иначе оценивать ее и делать выводы, чего не может малыш, для которого наказание тождественно отвержению его родителем. Но каким бы ни был стиль воспитания — авторитарным, демократичным, попустительским, авторитетным — ребенок любого возраста зависим от него и от тех стимулов, которые даются ему родителями. Если упростить, то можно сказать, что все стимулы, даваемые родителями можно разделить на поощрения и наказания.
Это некая поучительная, зачастую негативная ответная реакция ребенку за его проступок. Урок, который, по мнению родителей, он должен усвоить. В бихевиоральной психологии наказания характеризуются как отрицательное подкрепление или лишение положительного подкрепления, что в обоих случаях считается неэффективным.
Наказание, получаемое от столь значимого лица, оставляет неизгладимый след в психике ребенка. Наказания могут быть различных видов: телесные, эмоциональные, манипулятивные.
Чем же опасны наказания?
Что же делать? НЕ наказывать совсем?!
Существуют психологические теории, в которых наказания считаются разрушительными для психики. Тем не менее, даже если родителям удастся воспитывать ребенка совершенно не прибегая к наказаниям, их ребенок рано или поздно все равно столкнется с социумом, который вероятнее всего не будет столь лоялен. Для того, чтобы ребенок понимал важность своих действий вне зависимости от своего возраста и уровня развития, родителям в вопросе наказаний рекомендуется следовать следующим рекомендациям, объединяющим поощрения и смягчение негативных реакций ребенка.